good night~Я пересмотрела спешл с сабами и, несмотря на то, что очень хочу спать, всё же напишу - хоть и сумбурно, и сбивчиво, и наверняка забыв многое из того, что хотела бы сказать. Но, надеюсь, что не самое важное.
В первую очередь, Моффат, спасибо, правда. Эта серия, она такая суматошная и полный фейерверк, и, как не раз, я видела, писали, - ей явно не хватило ещё хотя бы получаса для большей динамики. Но не всё ли равно?
Ведь, во-первых...Ведь, во-первых, это было действительно Рождество. Такое, каким должно быть Рождество в посвящённом ему эпизоде, который - чуть более сказка, чем обыкновенно, и обязательно припорошен снегом. Спасибо, Стивен, за то, что продолжаешь делать это - делать сказку в Рождество, это именно твоя фишка) И я очень благодарна.
Во-вторых, Клара. Девочка моя... С семьёй, где свои проблемы, с недопечённой индейкой, с чудаком в будке, который прилетает и улетает - и это нормально, ты ведь сама так хотела, иметь свою жизнь, но... Не поэтому ли и нет бойфренда, настоящего, которого не пришлось бы придумывать, чтобы мачеха, наконец, отвязалась? Поэтому ведь и нет. Потому что чудак в будке никогда не твой, по-настоящему ничей, тогда как ты - его невозможная девочка. Но он может на твоих глазах целовать Мать-настоятельницу Голой Церкви, а у тебя нет бойфренда. Ты, конечно, сделаешь вид, что тебе всё равно - ведь Доктор всегда такой Доктор. Но на самом деле это далеко не так.
Это первая серия, где мне по-настоящему больно за Клару. Дело ведь не в том, что Доктор улетает от неё - они часто не вместе и без того. Дело в том, что он решает за неё... Как Девятый сделал с Роуз когда-то. Когда та умоляла Тардис вернуть её к нему. А потом - ещё больнее: когда Доктор обманывает, лжёт ей в глаза, только чтобы снова уберечь и сделать то, что должен, а Клара снова верит. Вот, вот что ранит. И всё же...
...И всё же Клара принимает это. Она всё принимает в итоге. Голову кибермэна. Таш. Парик хд То, что оставил, то, что обманул. То, что стареет... что умирает. Это всё равно её Доктор. Пускай она знает, она не первая и не главная - в этом ли не её отличие? Роуз безапеляционно считала себя единственной, Эми тоже. Но у них были на то веские причины. И, да... Эми так и осталась главной женщиной в жизни Одиннадцатого. Не женщиной даже, просто... человеком. Первое лицо, которое он увидел. Одно из последних. Потерянная навсегда, но неизменно живущая в памяти.
А Клара же - лекарство, она лечит все его раны, оставленные прежними, ушедшими. Это важная роль, и она подходит ей. С её смиренным принятием всего... Та сцена, где она помогает Доктору открыть хлопушку, а потом так по-домашнему кладёт голову ему на колени, как будто так и должно быть, и было всегда, открыла во мне всё слёзные краны. Не она одна, но, вот же...
Вспомнить если "Конец Времени", там почти все сцены, где ревелось, были с надрывом - потому что Десятый, потому что он сам по себе надрыв. Здесь... Они все такие спокойные по самой динамике. Уход Хэндлза с рассветом. Улетающая Тардис и Клара, которая просто стоит и понимает, что в этот раз уже не успеет ухватиться за ключ. Та сцена с хлопушкой и чуть дальше. И, конечно, сам момент регенерации...
Ведь вот оно, главное моё спасибо Моффату. Как бы я не рыдала над "Концом Времени" когда-то и как бы он ни был характерен для Тена, меня всегда душило то, чем он стал в итоге. Он сломался, окончательно и бесповоротно, это разрывало сердце в клочья; я не хотела для него такого конца. В том числе, и потому, что в своей истерике он говорит и делает достаточно того, что... Ну, вы знаете. Того, чего не должен был. В том числе, эта его речь про то, что с регенерацией он умирает, что это как смерть, и потом уже новый человек идёт путешествовать сквозь звёзды. Мне кажется порой (очень часто), что именно поэтому многим фанатам Тена так оказалось тяжело принять перемены - казалось бы, заложенные в самой концепции сериала. Оттого просто, что их Доктор до нервного срыва и безконтрольной истерии боялся перемен сам.
И, о мои звёзды, как описать благодарность Моффату достаточно за то, что он вложил совсем другие слова в уста Эльфу? О том, что всё меняется - эдаким рефреном сквозь время со словами Сары-Джейн. О том, что все мы периодически становимся другими людьми, но это неважно, пока ты помнишь всех тех, кем ты был когда-то. Что может быть вообще правильнее?
И я правда уже очень хочу спать, поэтому просто по пунктам об оставшемся - остальные спасибы:
- за Эми, маленькую и взрослую, и за ту, что отражением в рыжем мальчике с Рождества, к которому Доктор вернулся, которого не смог [снова] заставить ждать всю жизнь;
- за все выстрелившие со времён пятого сезона ружья, за теперь знамо кем взорванную Тардис, за то, что Главный Вопрос Вселенной оказался таковым не потому что Доктор такой вот Самый Важный В Мире Перец, а потому что он в нашем мире, а таймлорды в том, и это действительно самый логичный пароль, а Важность - из-за масштабов потенциальных разрушений;
- за бешеную космическую сову Двенадцатого, с матом на челе, шотландским акцентом, амнезией и почками другого цвета;
- ещё раз за Хуфле. Я знала, что однажды они разобьют мне сердце, и это случилось, но я не думала, что это можно сделать настолько хрупко и даже обречённо-уютно. Уютно разбить сердце, что я несу... Но это ведь так.
- и за снятую бабочку. Рыдать, пересматривать, рыдать снова.
И - the last but not the least. Мэтт, ты был абсолютно гениален. Мы будем помнить то время, когда Доктор был тобой.
Одиннадцатый... любимый raggedy man и chin boy, спокойной ночи~